Разделы блога:

Календарь:
« | Апрель 2025 | » | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Комментарии:
Гоголь - Вечера на хуторе близ Диканьки - Часть 2
Раздел: Книжжки | Дата: 13/03/2022
Идем дальше. «Пропавшая грамота».
Это рассказ о деде рассказчика, которому Голова повелел отвезти грамоту Царице. Дед собрался, залез на коня и поехал в сторону Конотопа(это город), где проходила ярмарка. Там он познакомился с запорожцем и еще одним гулякой, и они решили ехать дальше вместе. Гуляли, выпивали, и в итоге запорожец признается, что продал душу черту и не должен эту ночь спать, как и его товарищи. Дед обязуется, друзья приезжают в шинок, но, несмотря на все усилия все засыпают. Проснувшись поутру, дед обнаруживает пропажу своих товарищей, коня и шапки с грамотой. В ужасе он бросается к выпивохам и спрашивает совета. Он рекомендуют ему обратиться к местным чертям.
Ночью дед отправляется по указанной тропинке и оказывается на шабаше ведьм, где ему предлагают сыграть в дурака. Два раза он проигрывает, а на третий, перекрестив карты – выигрывает. Шапку ему возвращают и он оказывается на крыше своей хаты. Справившись с потрясением, он вновь отправляется к Царице.
Экранизации две – 1945 года и 1972 года.
Мультфильм неплохой, достаточно точен, но очень темный, дерганный и достаточно не современный. Не интересно.
В 1972 году пошли дальше. Больше кокса, меньше смысла. Настолько все запутанно, что ничего непонятно. Не смотрите.
Переходим ко второй части. Здесь тоже четыре рассказа и открывает эту часть звезда всего сборника – «Ночь перед Рождеством».
Я этот рассказ знаю наизусть, хоть и читала очень давно, а все благодаря великолепному фильму 1961 года – «Вечера на хуторе близ Диканьки», который я каждый год смотрю по телевизору. Фильм буквально слово в слово повторяет рассказ и если кто-то не очень хочет читать – посмотрите фильм. Это великолепно.
По сюжету мы имеем старшее и младшее поколение. Старшее – в лице Чуба, Панаса и Головы пытаются собраться у дьяка на попойку. А младшее – в лице дивчин и парубков – на колядки. Кузнец Вакула приходит к дочке Чуба Оксане. Он влюблен в красавицу, а она только дурит парня. И просит у него «черевички, которая носит Царица», вот тогда она и выйдет за него замуж. В итоге, он выбегает из хаты и направляется домой, где происходит свое действие.
Мать кузнеца – ведьма Солоха, полетела собирать звезды на небосводе и повстречала черта, который украл месяц. А еще он спровоцировал метель, чтобы Чуб с кумом не попали к дьяку, а пошли обратно и столкнулись с кузнецом, у которого конфликт с Чубом.
В итоге метель приводит всех к Солохе. Сначала самого черта, потом Голову, потом дьяка, а потом и Чуба. Солоха, как отчаянная вертихвостка, кланялась всем, поэтому прятала их всех в мешки из-под угля перед появлением очередного гостя. В итоге, когда пришел кузнец, он увидел три мешка посреди хаты, в которых были люди вместо угля. В одном мешке даже двое.
Кузнец хватает мешки и выносит из хаты, видит колядующих и подходит к Оксане. Он говорит ей прощай, и убегает с одним мешком за плечами. Все думают, что он пошел топиться. Но Вакула бежит к Пацюку, про которого говорят, что он водится с чертом. Пацюк говорит Вакуле, что черт у него за спиной и Вакула наконец открывает мешок. Черт там.
Кузнец требует везти его в Петербург и черт подчиняется. Там Вакула идет к запорожцам, которые едут к Царице и берут его с собой. Там он и выпрашивает черевички для Оксаны.
Остается только пойти к Чубу. Он просит отдать за него Оксану и Чуб, на удивление соглашается. Оксана, получившая черевички, тоже.
На самом деле, понятно мне стало, почему Чуб согласился только по прочтению рассказа. Там четко сказано, что Солоха специально рассоривала Вакулу с Чубом, потому что сама имела виды на Чуба и хотела за него выйти замуж. А если бы Вакула женился на Оксане, Солохе бы ничего не досталось. Но Чуб, который был отнюдь не дурак, понял, что мешки набиты людьми, а так же то, что Солоха привечает не только его одного – решил подружиться с Вакулой и этим отомстить коварной ведьме. В фильме напрямую об этом не говорят, но посыл задан.
Постановок много – об одной я уже сказала – фильм 1961 года великолепен. Три оперы я опущу – это не мое, да и достать их, наверное, сейчас трудно. Мюзикл с нашими певцами – в топку. Поэтому остается всего 5 фильмов, из которых 3 мультфильма.
Фильм 1913 года надо рассматривать как музейный экспонат – это раритет, но не интересный. Это все равно как в детстве, вы помните? Вас привели в русский музей, показать девятый вал, но прежде чем вы его увидели, вам провели экскурсию на три часа по полотнам, которые для вас ничего не значат и вам не интересны(извиняюсь перед жителями других городов, но у нас в Санкт-Петербурге принято таскать детей по различным музеям и выставкам). Вот тут тоже самое – эта картина – музейная ценность, но для нас она уже ничего не значит.
Мультфильм 1951 года радует глаз и слух точно так же, как и фильм 1961 года. В чем-то он короче, в чем-то полнее. Поэтому получается неплохой симбиоз – можно смотреть вместе.
Еще один мультфильм – «Приключения кузнеца Вакулы» 1977 года – коротенько, но по делу. Честно говоря, такую историю и я не смогла в две строчки уместить, а тут мультфильм всего на 9 минут. Добротно.
Мультфильм 1997 года кукольный, что само по себе для меня минус. Второй, это то, что он по мотивам. События задом наперед, какие-то домыслы от себя. Не нравится.
«Страшная месть» - это рассказ о казаке Данило Бурульбаше, его жене Катерине и их малолетнем сыне.
Все начинается на свадьбе, где старый есаул Горобець(Воробей, капитан Джек Воробей) женит своего сына. Среди танцующих вдруг появляется колдун и исчезает при виде икон. Все шепчутся о нем, но никто доподлинно ничего о нем не знает. После свадьбы Бурульбаш с женой и своими ребятами возвращается на хутор мимо замка колдуна и видит, как мертвецы поднимаются из земли. Казак рвется в бой, но жена отговаривает и они все-таки доезжают до дома.
Колдун оказывается отцом Катерины, он мучает ее во сне, ругается с зятем, и цели его неясны. Данило раскусил колдуна и посадил его под замок. Но Катерина, будучи обманута отцом, отпускает его. На следующий день ляхи нападают на хутор и Данило погибает. Катерину злой отец принуждает выйти за него замуж, а после отказа убивает ее сына. Девушка сходит с ума.
Тем временем, убив последнего в своем роду, колдун подписывает себе смертный приговор. Оказывается, что давным давно жили два брата – Иван и Петро. Все они делили пополам, пока король Степан не пообещал все, что захочет любому, кто убьет прославленного турецкого пашу. Ивану улыбнулась удача и получил он щедрую награду, которую как водится и разделил с братом. Но брат не оценил этого – убил он Ивана и сына его. И проклял Иван его. Последний в роду Петро должен быть злодей, какого никто не знал доселе, и все предки его восстанут после его смерти, чтобы терзать его вечно. А сам Иван с сыном, сидя на коне, вечно смотреть на это будут.
Две экранизации – 1988 года мультфильм(мой ровесник) и опять сериал «Гоголь».
Про мультфильм могу сказать одно – его больно смотреть. Вот реально больно – из глаз кровь начинает течь. Не смотрите.
Следующий рассказ – «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» является незаконченным. Рассматривать его полноценно я не могу, потому что там нет даже зачатка идеи. То есть мы видим отставного подпоручика, который возвращается в свое имение, где управляется тетушка, которая имеет виды на своего племянника. Она хочет женить его на дочери соседа, который прикарманил имение погибшего своего друга. А тот якобы оставил на Шпоньку доверительную записку, где оставил на него имение. Вот и все, что есть в рассказе.
Экранизаций нет.
Ну и последнее на сегодня – «Заколдованное место». Это рассказ о деде, который ухаживал за бахчой, в то время как проезжали мимо его друзья. Слово за слово, завязалась попойка, дед пошел в пляс и обнаружил место, где ноги не идут, он и так и эдак, но в итоге прошел на это место и оказался в другом месте, где огоньки светят из-под земли. Дед подумал, что там клад, но у него руки были пустые, и выкопать он его не мог. Но следующий день, захватив инструмент, он вышел на это место и выкопал горшок. Припер домой, а там оказался мусор. С тех пор дед всех внуков своих учил не доверять черту.
Экранизаций нет.
И вот теперь пришло время поговорить о сериале «Гоголь», снятом в 2018 году.
В первой серии нас знакомят с самим Гоголем – неуравновешенном, припадочным юношей, который может видеть всякое. И без него нельзя вести следствие. А именно детективная история нас и ожидает. Тандем между Петровым – это не актер, и Меньшовым – это актер одного амплуа. Он что статский советник, что тут следователь, все едино. Каменное лицо, загадочные фразы – все это мы видели раньше. Единственное, что приближает его к народу это фраза, знакомая многим, и которая звучит и здесь:
«Не хлопнуть ли нам по рюмашке» - это отсылка к фильму «Покровские ворота», где Меньшов играл совсем юным.
Гоголя здесь представляют припадочным юнцом, которой только волей случая начинает расследование, которое ведется по его же рассказам, но объединено это все одной идей и одним убийцей. Тут вам и «Сорочинская ярмарка», и «Майская ночь, или утопленница», и «Вий» и прочие.
Снято интересно – если бы еще и актеры играли адекватно, то совсем было бы здорово. С другой стороны концовку такую навернули, что прям вынос мозга. В плохом смысле этого слова.
Подведем итог. Конечно же звезда сборника – «Ночь перед Рождеством». Но и другие достойные вещи есть. Это и «Ночь перед Ивана Купала», и «Страшная месть». Рассказы прекрасны, экранизаций не хватает хороших, но это дело наживное. Главное, чтобы основа была хорошая, правда? Я с одной стороны ворчу, что не снимают по произведениям наше, отечественное кино, с другой, когда оно все же выходит, ворчу, что там Петров.
Сборник мне понравился, но он, конечно же, не для школьников шестого класса. Во-первых, это язык – на смеси украинского и древнерусского. Во-вторых, черти, ведьмы, колдуны и прочая нечисть – напомню, шестой класс, это дети 11 лет. Сейчас, когда по телевизору ничего нельзя показывать, сигареты замазывают, кусок титьки тоже, книги цензурят почем зря – давать такое читать детям – ну я не знаю. Лучше бы Гарри Поттера давали.
В мое время это было нормально. Но в мое время детям трех-четырех лет «Кошмар на улице Вязов» показывали и «Оно». Я первую расчлененку, причем сочную, даже не по телеку увидела, а в живую – когда свинью резали. Мне 5 лет было. И маньяком я пока не выросла. Но речь не об этом. А о диссонансе между уроками литературы и книжными, а так же киношными запретами. Такое ощущение, что у кого-то во власти, кто причастен к законам о возрастных рейтингам, биполярное расстройство.
На этом я заканчиваю свое слобоблудие – и так, распалилась не на шутку. До новых встреч!
Write a comment
- Required fields are marked with *.
Posts: 128

Reply #128 on : Fri April 05, 2024, 01:22:16
Posts: 128

Reply #127 on : Sat March 30, 2024, 09:52:58
Posts: 128

Reply #126 on : Fri March 29, 2024, 05:39:53
Posts: 128

Reply #125 on : Fri March 22, 2024, 07:55:08
Posts: 128

Reply #124 on : Thu March 14, 2024, 17:25:54
Posts: 128

Reply #123 on : Thu March 14, 2024, 16:34:44
Posts: 128

Reply #122 on : Sat March 02, 2024, 20:53:35
Posts: 128

Reply #121 on : Thu February 08, 2024, 19:56:48
Posts: 128

Reply #120 on : Fri August 26, 2022, 02:00:32
Posts: 128

Reply #119 on : Thu August 25, 2022, 21:37:14
Цитата
Красивые дамы в светских позах и нарядах, их кавалеры, не в меру строгие и серьезные. Разговоров не слышно, из-за быстро сменяющихся кадров. Словно, в немом кино, слайды следуют один за другим, в совершеннейшем беспорядке.
